[B][COLOR=darkblue][SIZE=+1]Петр и Феврония.[/SIZE][/COLOR][/B]
С 1097 года Муром стал центром отдельного княжества. В конце XII века им правил князь Юрий Владимирович. Второй его сын, Петр, с детских лет отличался умом и благочестием. Да вот беда: княжич страдал неизлечимой болезнью - «острупе и язви»,по выражению жития. Видимо, это была проказа, ужасный недуг, часто встречавшийся тогда на Руси.
Как-то во сне Петру открылось, что он получит исцеление в рязанской земле. Сам юноша к тому времени уже не мог сидеть на коне, поэтому на поиски знахаря отправился его приближенный. Бродя по княжеству, посланец пришел наконец в деревню Ласково. Он заглянул в один из домов и увидел там прекрасную девушку. Она извинилась, что гостя должным образом не встретили, сказав при этом странную фразу: [COLOR=darkblue][B]«Нехорошо быть дому без ушей и глаз ».[/B][/COLOR] Посланец спросил, где же ее домашние, на что девушка ответила не менее загадочно: [B][COLOR=darkblue]«Отец и мать мои пошли взаем плакать, а брат пошел через ноги в глаза смерти смотреть»[/COLOR].[/B]
Вконец запутавшийся гость попросил объяснить сказанное.
Все оказалось просто.
[U]«Глаза и уши » дома - это собака и малые дети, которые лаем
или плачем предупреждают хозяев о гостях.
Родители отправились на похороны, где оплакивают покойника,
как потом соседи будут плакать и по ним
(вот почему отец и мать «плакали взаем»[/U]).
Брат же, будучи, как и отец, бортником ( собирателем дикого меда ), полез на дерево, к гнезду диких пчел; глядя вниз, «через ноги»,
он видит смерть, которая настигает бортника, когда тот срывается.
Княжий посланец сразу понял, что столь умное иносказание можно услышать лишь от необыкновенной девушки. Он рассказал ей о болезни своего господина, и Феврония - это была она пообещала вылечить князя, если он сам пожалует к ней.
Отчаявшийся Петр готов был готов схватиться за любую возможность. Князя доставили в Ласково. Февронии сулили за излечение немалые богатства, но она поставила условие: выздоровевший Петр должен был на ней жениться. Не пристало сыну князя брать в жены дочь бортника, но деваться было некуда, и он согласился. Феврония зачерпнула горсть хлебной закваски и смазала ею все Петровы раны, кроме одной. Но при этом князю захотелось проверить, так ли мудра девушка,
как о ней говорят. Он дал ей пучок льна и попросил сделать из него рубашку, штаны и полотенце. Феврония в ответ послала ему щепку со словами: «Пусть князь сделает из этой щепки ткацкий станок и все устройство, на котором полотно ткут». Петр подивился девичьей находчивости и стал ждать результатов лечения.
На следующее утро муромский княжич проснулся здоровым. И сомнения одолели его: «Как мне, князю, взять в жены дочь древолаза?» Оставив богатые подарки, он покинул Ласково.
Но недооценил Петр мудрость девушки. От оставшегося несмазанным струпа тело князя вновь воспалилось. Пришлось снова отправляться к Февронии. На сей раз обещание было выполнено.
Почти сразу после свадьбы, в 1203 году Петр стал муромским князем. Но не по душе пришлась знатным муромчанам княгиня из народа. Начались интриги, приближенные выискивали в Февронии мнимые недостатки и нашептывали о них князю. Дальним был прицел:
внеся раздоры в княжью семью, легче было одолеть Петра -
а желающих занять престол было хоть отбавляй.
Наконец ближние бояре прямо потребовали изгнать «мужичку». Привыкший полагаться на мудрость жены Петр спокойно ответил: «Скажите об этом Февронии, и послушаем, что она ответит ».
На ближайшем пире муромская знать обратилась к княгине:
«Отдай нам то, что мы просим». «Возьмите» ,-ответила Феврония. Бояре продолжили: «Отдай нам князя Петра, пусть он нами правит». Княгиня подумала и ответила: «Дайте и мне то, что попрошу у вас». После их согласия она уточнила: «Ничего иного, кроме супруга своего, не попрошу я у вас».
Оправдался боярский расчет: одним махом удалили обоих. Князь устал от интриг, да к тому же успел полюбить красивую и мудрую жену.
«Что Бог сочетал, того человеку не разлучить», решили супруги и, сев в ладью, поплыли из Мурома по Оке.
Но вскоре добровольных изгнанников догнала делегация знатных муромчан. Оказывается, после отъезда княжьей четы в городе началась сеча, и претенденты на престол перерезали друг друга. Горожане просили Петра и Февронию вернуться. Так свершилась справедливость: кротостью и мудростью своей благочестивые одолели грешных, а затем простили их, как следует истинным христианам. Князь с княгиней возвратились в Муром и правили, как пишет Ермолай-Еразм,
"истиной и кротостью, а не яростью".
Много добра сделали Петр и Феврония в период своего княжения,
и немало свидетельств Божьего благословения могли припомнить их подданные. Храня мир и благочестие в собственной семье, правители указали путь ко всеобщему миру. Но даже праведников не минует общая судьба всех смертных. К кончине супруги стали готовиться заранее: приняли монашеский постриг, получив имена Давид и Ефросиния, заказали двойной гроб, выдолбленный в монолитном камне. Они не сомневались, что отойдут в Царствие Божие рука об руку.